вторник, 22 июля 2014 г.

Территория заблуждений

Моё знакомство с этой книгой началось с заблуждения. Прочитав в анонсе издательства "Манн, Иванов и Фербер", что вышла новая книга о ментальных ловушках, я автоматически отнёс её к разряду "посмотреть потом". А всё потому, что несколько лет назад прочитал труд Андре Кукла о ментальных ловушках и почему-то решил, что книга Рольфа Добелли не даст мне ничего нового. Это было ошибкой. Я попал в ментальную ловушку под названием "Иллюзия группирования". "Территория заблуждений" оказалась значительно интереснее и полезнее, чем я ожидал. 
Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий
Аристотель

Нам не нужны какие-то дополнительные уловки, новые идеи, повышающие активность. Всё, что нам необходимо - совершать поменьше глупостей.
Рольф Добелли

Пожалуй, в этих цитатах содержится основная идея книги, которую автор хочет донести до внимательного читателя. Не нужно изобретать новые способы достижения целей. Попробуйте совершать поменьше ошибок, двигаясь традиционным способом, и будет вам счастье.

Книга построена как справочник. Каждая ментальная ловушка подробно рассмотрена с примерами из жизни и выводами. Это очень здорово, ведь узнавая в очередной ловушке себя, хочется понимать, что с этим можно и нужно сделать. В общем и целом, это книга не на один день. Прочитанным хочется делиться с другими, причём немедленно, настолько нелепы некоторые из ловушек, в которые мы попадаем.

Возьмём, к примеру, ментальную ловушку, которую Рольф Добелли именует "Синдром ИНЗ" (ИНЗ - "изготовлено не здесь"). Смысл её в том, что собственные идеи и решения кажутся нам значительнее, лучше и удачнее, чем решения и идеи других. Пример из жизни автора заставляет улыбнуться: жена приготовила ему соус, который он придумал некоторое время назад и считал очень смелым и интересным, но сказала, что это рецепт какого-то французского повара. И он нашёл вкус соуса совершенно отвратительным.

Или другая ловушка - "Эффект спящего". Знакомство с ней позволяет получить ответ на вопрос, как и почему работает пропаганда. Оказывается, с течением времени убедительность пропаганды не ослабевает, а напротив, возрастает. Даже если в момент получения пропагандистского воздействия вы точно знали, что это пропаганда. Всё дело в том, что с течением времени знание об источнике информации разрушается быстрее, чем приведённые аргументы.

(...) мозг относительно быстро забывает о том, откуда поступили сведения(из министерства пропаганды), но саму по себе информацию так быстро он не забывает. Поэтому информация из недостоверного источника со временем приобретает все бóльшую достоверность. Обесцененный элемент улетучивается из памяти прежде, чем содержание послания начнет забываться.

Именно на эффекте спящего основано воздействие рекламы и предвыборной агитации. Через две недели вы уже не сможете с уверенностью вспомнить, откуда получили информацию - из надёжной статьи, рекламного объявления или заказного видеоролика. Даже если ложечки находятся, осадок остаётся...  Поэтому имейте в виду - телевизор, включенный "фоном" далеко не так безобиден, как вам казалось раньше.

Одна из моих любимых ментальных ловушек - "Неспособность закрыть дверь". Насколько быстро вы можете определиться, к умным вам или к красивым? Бывало ли так, что вы продолжали метаться между двумя открытыми дверями, в бесплодных попытках оставить для себя обе возможности? Проблема выбора в том, что мы не хотим оставаться лишь с одним вариантом, потому что выбранный вариант может оказаться менее удачным, чем альтернативы, от которых мы отказались, открыв конкретную дверь.

Иллюстрация к ловушке "Неспособность закрыть дверь"
Именно по этой причине некоторые мужчины не хотят жениться, встречаясь с двумя, а то и тремя девушками. И из-за этого девушки долго не выходят замуж, пытаясь найти "того самого" принца на белом коне.

Мы помешаны на том, чтобы усидеть на двух стульях, ничего не исключать и быть для всего открытыми. К успеху нас это не приводит.
(...)
Во всех областях возможность выбора имеет свою цену, но она скрыта от нас: каждый вариант требует умственного напряжения и расходует ценное время.

Интересных ментальных ловушек в книге множество. Я не буду держать все двери открытыми, пытаясь рассказать обо всех. В конце концов, не пересказывать же всю книгу целиком. Но всё же есть ещё одна ловушка-фаворит, не рассказать о которой не могу. Она называется "Усталость от принятия решений".

Иллюстрация к ловушке "Усталость от принятия решений"
Из книги Келли Макгоннигал "Сила воли" я с удивлением узнал, что сила воли подобна мышце и способна утомляться при интенсивном использовании. Рольф Добелли рассказывает об этом в контексте ментальных ловушек, и его выводы практически повторяют выводы "Силы воли": когда нам приходится принимать много решений, нести груз ответственности в течение длительного времени, самоконтроль ослабевает или полностью исчезает.

Курильщики, бросающие курить, воздерживаются от сигареты, но могут вдруг налечь на мороженое. Люди, которые худеют, более склонны изменять своим партнёрам. Участники эксперимента, пытавшиеся устоять перед соблазнительными сладостями, не только хотели больше шоколада, но и начинали откладывать дела на потом. Руководители, принимающие важные решения, легче пойдут на интрижку с секретаршей.

Не стоит пытаться контролировать или менять слишком многое в вашей жизни одновременно. Это совершенно изнурит вас, и ваши планы сорвутся. Но неудача не приговор вашей добродетели, такова природа силы воли.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации к книге, сделанные художниками Эль Боко и Симоном Штелле. Благодаря им восприятие книги становится более целостным.

Книга читается легко и быстро, ведь практически в каждой ловушке в той или иной степени сталкиваешься с самим собой. Для меня она стала учебником - энциклопедией моих личных ошибок. Очень надеюсь, что со временем смогу избавиться от своих излюбленных заблуждений. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.