суббота, 12 июля 2014 г.

Яндекс.Книга: хороший парень - это всё-таки профессия!


Две недели назад прочитал "Яндекс.Книгу" - реальную историю "Яндекса" от её создателей. Книга очень увлекла, хотя после аннотации на сайте издательства "Манн-Иванов-Фербер" я ожидал более спокойного чтения. Мне казалось, что это должно быть что-то подобное книге о фейсбуке, которую я так и не дочитал, остановившись где-то чуть дальше середины. Я очень рад, что ошибся. Книга Дмитрия Соколова-Митрича оказалось совсем не такой.



“Яндекс.Книга” - это не история стартапа в привычном понимании. Это, скорее, кусочки жизни многих людей, которые тем или иным образом причастны к тому, что “Яндекс” стал компанией с многомиллиардной капитализацией. По стечению обстоятельств или по неумолимой прихоти судьбы случилось так, что эти кусочки сложились в красивый пазл невероятной сложности и красоты. Может быть, потому книга так затягивает. Торжество интеллекта, свободное от нефтяных магнатов и теневых спонсоров. Так приятно, когда победителями становятся порядочные люди, которые по-настоящему хотят сделать мир лучше. Настоящая мелодрама с хэппи-эндом.

"Яндекс.Книга" свободна от стереотипов, подобно людям, о которых рассказывает. Это касается представления информации. Сначала непривычно читать книгу, построенную таким образом. Но очень быстро сознание, привыкшее к пестрой мозаике интернет-порталов и новостных лент, адаптируется к повествованию в виде поисковых выдач, и оторваться от чтения становится почти невозможно.

История "Яндекса" – это история успеха отличников-идеалистов, людей, которые продолжают считать, что хороший парень – это профессия! Я сам был таким довольно долго. Увлечённо занимался изучением компьютерных наук, копался в справках не хуже настоящего ученого. И да – это дало свой результат. Но потом…  Потом пришлось свернуть в сторону материальных благ, и вера в светлые идеалы несколько ослабла...

Поэтому я рад, что мне попалась эта книга. Я очень завидую этой атмосфере наукограда,  которую создатели Яндекса сумели сохранить. Да что там - не только сохранить, но и получить совершенно выдающиеся результаты!

Мне бы хотелось работать в такой компании. И необязательно, чтобы это был именно "Яндекс". Книга даёт мощный импульс веры в свои силы, хочется бежать, открывать свой стартап, делать то, что любишь, чтобы мир стал лучше.

“Яндекс” – компания в самом первоначальном смысле этого слова. Сначала – маленькая такая компания. Потом – побольше, но все равно скромная такая компания.

А огромный такой секрет “Яндекса” заключается в том, что этого вполне достаточно, чтобы построить успешный бизнес. Не надо никакой скважины, залогового аукциона и административного ресурса. Достаточно ума, характера и таланта собранных в одном месте порядочных людей, готовых биться за свое дело до последней капли серого вещества. Клан позитивных. Добропорядочная мафия. Семья единомышленников.

А теперь, чтобы окончательно всех запутать, нужно сказать вот что. “Яндекс.Книга” – это книга вообще не про “Яндекс”, хотя более подробной и точной истории этой компании еще не написано. “Яндекс.Книга” – это ни разу не рецепт изготовления миллиарда долларов, хотя многих она на это вдохновит. “Яндекс.Книга” – про то, как устроена новая, умная экономика, и про востребованный ею тип личности. Главный герой этой книги, который на букву “Я”,- лишь символ этих перемен, самый яркий пример того, как невероятно успешная компания вырастает из принципиально новой среды.

На фоне многочисленных историй жизни людей сам Яндекс как бы отходит на задний план, оставаясь тем не менее мощным поддерживающим фоном. Наверное, это отражает политику Аркадия Воложа - собрать умных и талантливых людей, дать им возможность заниматься тем, чем им хочется, наблюдать, не мешать, не отрывать от творческого процесса. Этакий инкубатор гениев получается…

С огромным удивлением я прочитал, что оказывается, в России в 90-х годах делали 20-слойные печатные платы, в то время как в мире верхом технологий считались 6 слоёв. Мне даже стало обидно: на радиотехническом факультете Самарского государственного аэрокосмического университета, который я закончил в 1996 году, об этом не рассказывали.

В книге встречаются истории людей, фамилии которых были на слуху в далёких 90-х, когда я только начинал свою компьютерную карьеру. Давид Ян и история Lingvo, Дмитрий Завалишин, который, оказывается, не только dz-online, но и в значительной степени "Яндекс.Маркет". Евгения Завалишина с её трогательной историей. Ну в самом деле, кто бы мог так прямолинейно реализовать своё желание быть директором - в 18 лет зарегистрировать фирму и вписать в новенькую трудовую книжку заветную должность! А потом супруги Завалишины просто пришли в "Яндекс". Просто так, с улицы. И их взяли, потому что они - хорошие люди.

Хороший парень - это всё-таки профессия! Так считают в "Яндексе". Ставка на хороших людей оправдывает себя в долгосрочной перспективе.

Все серьёзные решения в "Яндексе" принимались исходя из идеалистических соображений о том, что нужно приносить пользу людям, делать мир лучше. Чем дальше в будущее ты смотришь, тем выгоднее тебе быть идеалистом.

Таким идеалистом была главный бухгалтер сначала CompTek, а затем "Яндекса" Лена Чебунина. По её словам, она впервые увидела книжку по бухучёту в метро по дороге на собеседование. Но это не помешало ей успешно работать. Потому что успех, как показывает опыт "Яндекса" и многих других компаний, определяется не только и не столько количеством прочитанных книжек или пятёрок в аттестате. Это что-то неуловимое. Может быть, тот самый идеализм, синдром хорошего парня...

Компетенции можно приобрести - при определенной доле упорства это не так уж и трудно (...). А вот базовые качества - характер, талант, мотивация - это то, что либо есть, либо нет.

Прошло уже две недели, как я прочитал "Яндекс.Книгу". Впечатления окончательно оформились, и теперь я точно знаю, для чего эта книга пришла в мою жизнь. Когда меня охватывает разочарование и я чувствую, что начинаю теряю веру в себя, в людей, достаточно открыть "Яндекс.Книгу" на случайной странице и прочитать пару-тройку абзацев. И знаете - весь негатив пропадает. Появляется мотивация. Снова начинаю замечать, что трава зелёная, солнце жаркое, а девушки - красивые. Снова верю в то, что можно сделать мир лучше, достаточно только очень сильно этого хотеть. Вот такой вот незапланированный эффект. Синдром хорошего парня, оказывается, очень заразная штука!

Комментариев нет:

Отправить комментарий