четверг, 13 февраля 2014 г.

Не играй со мной в войнушку


Поводом для написания этой заметки стала совершенно рядовая, но от этого не менее абсурдная история, произошедшая в одной из самарских школ. О причине, по которой произошедшее вызвало у меня эмоциональный отклик, я тоже обязательно расскажу. Но вначале сама история.

Только факты

Пусть номер школы равняется X. Нет... Х мало. Лучше Y.
Неизвестный автор.

Итак, восьмой класс одной из самых обычных самарских школ. Обычные дети, хулиганы-двоечники, умницы-отличники и средний класс - прослойка между двумя крайностями. Ничего из ряда вон выходящего. Хулиганы, как им и положено, хулиганят себе, получают двойки, отвлекают класс на уроках, мешают учителю и дергают девчонок за косички на переменах. Отличники смело встают на защиту слабых и получают пятерки. Какие-то заслуженно, а какие-то по инерции. А нейтральная прослойка молчаливо наблюдает за происходящим, принимая то одну, то другую сторону в зависимости от ситуации.



Однажды один из "отличников" принес из дома игрушечный пистолет. Поскольку это восьмой класс, а не детский сад, пистолетик выглядел довольно похоже на настоящий. Это даже не игрушка была, а сувенирная модель. Недействующая, разумеется.

Как и положено мальчишкам, на перемене они собрались в кучу, проявляя вполне естественный интерес к оружию, пусть даже и не настоящему. Один повертел в руках, второй, третий. Дошла очередь до "хулигана". И тут...

Словно по заказу, в класс вошла учитель биологии. И "хулигану" приспичило пошалить. Он направил игрушку на учительницу и произнес ту же фразу, что произносил, когда играл со сверстниками в войнушку: "МарьВанна, руки вверх!". Дурь ударила в голову, и действие опередило мыслительный процесс.

Карфаген должен быть разрушен...

Реакцию МарьВанны нетрудно себе представить. Здоровый лоб - а восьмиклассники нынче очень рослые,- к тому же записной хулиган. В руке пистолет, глаза светятся (от радости за удчаную шутку, конечно, но разве поймешь, что у него в голове?)... А тут еще страшная история со стрельбой в подмосковной школе... Как говорится в пословице, у страха глаза велики... Побежала МарьВанна к директору и все рассказала. И о пистолете, и о том, как он ее напугал, и о том, что ей чуть плохо не стало, а возможно, и о том, что моральный вред, нанесенный ей, совершенно непоправим.

Не знаю, что произошло дальше. Был ли вызван ОМОН или обошлись штатным охранником. Выводили ли злоумышленника в наручниках. Было ли изъято "орудие преступления"... А вот то, что экстренно созвали общешкольное родительское собрание, на котором поставили вопрос об исключении "банды" в составе "отличника" и "хулигана" из школы - это факт.

Как и последовавшее родительское собрание класса, на котором "приговор" несколько смягчили. Классная руководительница технично подвела к тому, что кроме варианта с исключением "банды" в полном составе существует альтернатива. Ведь ни к чему так строго наказывать "отличника". Он же только принес игрушку, чтобы показать, но не направлял ее ни на кого. Да и учится он хорошо, ведет себя прилично. Нужно дать ему шанс исправиться.

И "голос из зала" тут же закончил начатую мысль: "А давайте мы только двоечника исключим. Все равно он плохой, учиться всем мешает. Cегодня пистолет на учителя направляет, мало ли что завтра ему в голову придет..."

Были, конечно, попытки воззвать к разуму собравшихся на судилище (я не могу назвать это мероприятие иначе) родителей. Но как это чаще всего бывает, разум большинства отключился под воздействием четко спланированной эмоциональной атаки. Не зря же в педагогических вузах курс психологии читают...

Ведь действительно, об одном и том же можно спросить по-разному. Например, "вы хотите, чтобы в одном классе с вашим ребенком учился агрессивный псих, размахивающий оружием?". Обратите внимание, небольшая манипуляция, и гиперактивный хулиган, не знающий, куда направить свою гормональную активность, превращается чуть ли не в подельника Усамы бен Ладена, а игрушечный пистолет становится опасным оружием.

Ну кто из нормальных родителей ответит утвердительно на вопрос, поставленном таким образом? Вот и в этом случае большинство поддержало альтернативный вариант, удобный классному руководителю и школьной администрации. Ведь таким образом решалось сразу несколько проблем. Школа показательно наказывает "преступника", покусившегося на святое. Классная руководительница избавляется от неудобного ученика, на которого постоянно жаловались другие учителя. Все дети получали урок на будущее: школа - не место для игры в войнушку. Да и вообще, что это за игра? Хорошие мальчики в такие игры не играют! (Интересно, во что же должны играть хорошие мальчики? В прятки или в дочки-матери?)

Родители "двоечника" не присутствовали на собрании своего класса. И я их понимаю. Прочувствовав всю абсурдность ситуации на общешкольном собрании, совершенно бессмысленно повторно выслушивать лицемерные доводы классной руководительницы и родительского комитета в пользу того, что необдуманную шалость их недоросля нужно расценивать как преступление.

История из прошлого

Хочу рассказать похожую историю, случившуюся, когда мой старший сын учился во втором классе. На уроках труда они лепили что-то из пластилина. Только вот пластилин мы ему купили не слишком удачный - он плохо резался пластиковым ножичком, который лежал в коробочке. А может, этот ножичек потерялся.

В общем, сын не растерялся и положил себе в портфель столовый нож для масла, который нашелся дома.

Прочитав слово "нож", да к тому же "столовый", вы тоже можете оказаться в смысловой ловушке. Ну действительно, какую картинку рисует вам воображение? Тесак шеф-повара или мачете из боевика?

Сыну не повезло. Ножик выпал из ранца во время урока. Упал и загремел на весь класс. А потом загремел голос учительницы, почти сразу превратившийся в истерический крик. Ну как же, ребенок принес в школу нож. Мало ли, что у него на уме. У второклашки. Метр с кепкой ростом.

Дальше все было по тому же сценарию, что и в уже рассказанной истории. Только без общешкольного собрания обошлось. Вызов к директору, родительское собрание... Оба разговора были одинаково абсурдными. "Почему вы разрешили ему принести в школу нож?" - "Ему нечем было резать пластилин. Да и не нож это, а одно название" - "Да как вы можете так говорить, разве можно ребенку оружие давать?"... И далее по кругу.

Вам интересно взглянуть на это страшное оружие, которое я не побоялся дать своему ребенку в школу? Тогда посмотрите и ужаснитесь!


Вот он, этот страшный тесак. Им даже порезаться нельзя, у него нет ни одной заточенной или острой кромки. В отличие, скажем, от металлической линейки или остро заточенного карандаша твердости 2Т...

На родительском собрании я продемонстрировал этот злополучный нож родителям, обвинявшим меня чуть ли не в преступной халатности. И знаете что? Родительницы - а кроме меня на собрании не было ни одного представителя сильной половины человечества - смотрели на совершенно безопасный кусок металла в моей руке чуть ли не со страхом...

А если подумать?

Я в самом деле не могу понять, на каком основании собираются исключать "двоечника" из школы? Какой статье уголовного кодекса соответствует совершенное им деяние? И стоит ли вообще необдуманную выходку недоросля квалифицировать в рамках УК? Стоит ли раздувать из мухи слона, стремиться как можно скорее навесить ярлык неисправимого и всеми правдами и неправдами избавиться от него? Какой такой непоправимый вред нанес глупый мальчишка чрезмерно впечатлительному учителю биологии?

Я не считаю, что "двоечник" поступил правильно. Ни в коем случае. Только стоит ли компенсировать недостаток воспитания, за которое помимо родителей в ответе и школа, с помощью государственной системы наказания? В результате и "преступник" и все очевидцы вместо разумного доброго и вечного учатся лицемерию и манипуляции фактами... Какое уж тут воспитание?

Комментариев нет:

Отправить комментарий